Организация питания

Расписание работы столовой

Положение о порядке организации питания обучающихся

Положение о школьной столовой

Положение об организации льготного питания

Положение о бракеражной комиссии

Положение о комиссии по питанию школьников

Система «Ладошки»

Новая система школьного питания внедрена в МАОУ СОШ №34

 

Система оплаты питания «Ладошки» – совместный проект ПАО Сбербанк, МАОУ СОШ №34 и ФУО «УЭК».

«Ладошки» – это инновационный проект оплаты школьного питания, который предполагает внедрение в образовательных учреждениях технологии автоматизированной безналичной оплаты питания. В его основе лежит биометрическая технология сканирования ладони. Для оплаты необходимо ввести сумму и просто поднести ладонь к сенсорному сканеру. Он считывает индивидуальный рисунок вен ладони, а специальная оптическая система, встроенная в сенсор, идентифицирует плательщика, после этого сумма автоматически спишется с его лицевого счета.

Пополнять счет можно через любой канал приема платежей в ПАО Сбербанк – в отделениях банка, посредством устройств самообслуживания Сбербанка и с помощью интернет-банка как наличными денежными средствами, так и с использованием банковских карт. Также возможна оплата с помощью банковской карты в личном кабинете на сайте «Ладошки.дети». Вне зависимости от выбранного способа пополнения лицевого счета комиссия за его пополнение не взимается.

Что отличает систему «Ладошки»?

отсутствие материальных идентификаторов (брелоки, карты и т.д.), которые дети зачастую попросту теряют;

  • соблюдение гигиенических норм (не нужно дотрагиваться до аппарата, биометрическое сканирование капиллярного рисунка ладони происходит без физического контакта со сканером);
  • высокая скорость проведения операции (2-4 секунды);
  • удобное пополнение лицевого счета (например, онлайн с карты родителя)
  • возможность для родителей контролировать, что и когда поел их ребенок, в личном кабинете
  • Отсутствие комиссии за пополнение лицевого счета вне зависимости от способа пополнения.

Как работает система «Ладошки»  в других регионах России, Вы можете посмотреть по ссылкам ниже:

http://www.nsktv.ru/news/obshchestvo/v_novosibirske_shkolniki_smogut_oplachivat_obedy_prikosnoveniem_ladoni_020920160835/

http://www.youtube.com/watch?v=eh7VEB1zlFM&sns=em

Ниже представлены комментарии в ответ на некоторые наиболее распространенные вопросы к «Ладошкам», как предлагаемому способу безналичного расчета за услуги питания.

 

  1. Что представляет собой система «Ладошки», каковы принципы ее функционирования?

Система «Ладошки» в целом представляет собой совокупность организаций, взаимодействующих по Правилам системы. Правила системы устанавливают юридическую основу для функционирования системы и по своей правовой природе являются договором, определяющим условия участия в Системе, а также порядок информационно-технологического взаимодействия участников Системы. Правила Системы опубликованы на по адресу: «http://Ладошки.дети» (раздел Документы/Правила Системы).

Технология, применяемая в системе «Ладошки», основана на распознавании уникального для каждого человека рисунка вен его ладони, который не меняется в течение жизни. Специальный биометрический сканер с помощью инфракрасного излучения считывает рисунок вен ладони, а специальная оптическая система, встроенная в него, переводит полученное изображение в математический код, применяя самые надежные методики шифрования. Процесс сканирования происходит всего за несколько секунд и не требует контакта между школьником и платежным устройством.

Для оплаты питания школьнику необходимо выбрать блюдо или ввести сумму покупки на терминале питания и поднести ладонь к сканеру, который за секунды «узнает» ладошку, сверив ее с ранее присвоенным ей кодом. Сумма за питание автоматически спишется с лицевого счета учащегося.

Процессы открытия и ведения лицевых счетов плательщиков реализуются и контролируются оператором системы на основе полученных от плательщиков и обрабатываемых в установленном действующим законодательством персональных данных, в том числе данных об уникальном рисунке вен ладони.

Система «Ладошки» разработана и внедряется при содействии и под контролем ПАО «Сбербанк». Оператором системы «Ладошки» является акционерное общество «Универсальная электронная карта» (далее – АО «УЭК), ОГРН 1107746390949, ИНН 7727718421, юридический адрес: ул. Тимура Фрунзе, д. 11, стр. 15, г. Москва, 119021. Расчетные операции в системе «Ладошки» осуществляются с использованием платежной инфраструктуры ПАО «Сбербанк».

  1. Система предполагает использование в качестве средства идентификации личности плательщика отпечаток его ладони. Законно ли это, тем более что непосредственно для совершения платежей в системе используются отпечатки ладоней учащихся – то есть несовершеннолетних лиц?

В соответствии с частью 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Согласно части 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. В свою очередь, часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации предоставляет право каждому свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Как уже указывалось, для целей идентификации плательщика в системе «Ладошки» при совершении платежной операции по расчетам за получаемые услуги питания используется изображение рисунка вен его ладони, который по природе является уникальным и неизменяемым.

Рисунок вен ладони человека относится к биометрическим персональным данным – то есть к сведениям, характеризующим физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность. Порядок обработки персональных данных в принципе и биометрических персональных данных в частности в России регулируется специальным Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных).

В соответствии с частью 1 статьи 11 названного Закона и применительно к функционированию системы «Ладошки» обработка биометрических персональных данных возможна только при наличии письменного согласия носителя (субъекта) обрабатываемых персональных данных, которое получено лицом, обрабатывающим данные (оператором), в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона. При этом, поскольку учащиеся Школы, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, являются недееспособными, согласие на обработку их персональных данных – включая и биометрические данные о рисунке вен ладони – дают их законные представители: родители, усыновители, опекуны и попечители (часть 6 статьи 9 Закона о персональных данных).

Таким образом, использование в качестве средства идентификации личности несовершеннолетнего (малолетнего) и потому недееспособного плательщика уникального рисунка вен его ладони представляется совершенно законным лишь при условии, что на обработку данной биометрической информации предварительно получено письменное согласие его законных представителей, безусловно, при строгом соблюдении оператором персональных данных иных требований действующего законодательства, в том числе и профильного Закона о персональных данных.

Форма такого согласия утверждена в составе Правил системы. Какие-либо операции с персональными данными будут осуществляться исключительно после получения согласия в установленном порядке и в установленной форме и только в отношении тех лиц, которые такое согласие выразили (от имени которых согласие выражено законными представителями).

  1. Существует мнение, что использование отпечатков ладоней несовершеннолетних лиц в системе «Ладошки» не соответствует законодательству о государственной дактилоскопической регистрации, поскольку такая регистрация в отношении несовершеннолетних запрещена, и при этом ни АО «УЭК», ни ПАО «Сбербанк» не являются органами власти, уполномоченными на обращение с дактилоскопической информацией. Так ли это?

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.07.1998 № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» (далее – Закон о государственной дактилоскопической регистрации) под дактилоскопической регистрацией понимается деятельность, осуществляемая указанными в названном Федеральном законе органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями по получению, учету, хранению, классификации и выдаче дактилоскопической информации, установлению или подтверждению личности человека.

В этой же статье Закона термин «дактилоскопическая информация» определен как биометрические персональные данные об особенностях строения папиллярных узоров пальцев и (или) ладоней рук человека, позволяющие установить его личность.

Папиллярные узоры – рельефные линии на ладонных и подошвенных поверхностях.

Соответственно, поскольку в системе «Ладошки» идентификация личности плательщика происходит не по папиллярным узорам!, а по иному признаку (на основе иной биометрической информации) – на основе рисунка вен ладони – постольку и постановка вопроса о применении Закона о государственной дактилоскопической регистрации к отношениям, связанным с системой «Ладошки», представляется принципиально некорректной.

Действительно, несовершеннолетние прямым образом не поименованы в числе лиц, подлежащих обязательной государственной дактилоскопической регистрации (статья 9 Закона о государственной дактилоскопической регистрации). Однако же, в части второй статьи 8 того же Закона прямым образом указано, что добровольная государственная дактилоскопическая регистрация малолетних и несовершеннолетних допустима и проводится по письменному заявлению и в присутствии соответственно их родителей (усыновителей) или опекунов, попечителей.

Далее, как видно из определения понятия «дактилоскопическая информация», которое представлено в рассматриваемом Законе, составляющие ее сведения о папиллярных узорах пальцев и (или) ладоней рук лица представляют собой не более чем сведения об одном из видов биометрической информации (персональных данных).

Наличие специального правового регулирования порядка обращения именно с дактилоскопической информацией, как представляется, не должно умалять возможностей сбора и обработки информации схожего (биометрического) свойства, но основанной на иных, нежели папиллярные узоры, индивидуальных идентифицирующих признаках лица. Тем более, что статья 11 Закона о персональных данных не содержит в своей редакции каких-либо ограничений по видам биометрических данных лица, которые можно было бы обрабатывать, и которые нельзя – с точки зрения названной нормы принципиальным является лишь согласие субъекта персональных данных.

Несколько выше было приведено положение части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации о праве каждого на работу с любой информацией любым законным способом. Следует добавить, что частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации содержит принцип возможности ограничения прав и свобод федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, наличия принципиальных юридических препятствий, в том числе в контексте освещаемого вопроса, для сбора и обработки персональных данных физических лиц-участников системы «Ладошки» при наличии их согласия (согласия их законных представителей), опять же, не усматривается.

  1. Если нет каких-либо веских обоснований того, что ранее действовавшая система расчетов неэффективна и требуется внедрение новой, более дорогостоящей системы, то зачем внедрять в Школе новую систему «Ладошки», которая, к тому же, очевидно является более дорогостоящей? Нет ли в этом «финансовой аферы», направленной на получение сверхприбыли за счет граждан частными коммерческими организациями?

Сделано это было в интересах родителей, в обеспечение их удобства при внесении платежей за питание, а также для снятия с классных руководителей дополнительной нагрузки по сбору средств с обучающихся за питание и, в конечном счете, в целях укрепления платежной дисциплины со стороны родителей (снижения фактора образования задолженности), а также установления финансово-кассовой дисциплины в системе расчетов с предоставляющей услуги питания организацией.

Статьей 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязанности по организации питания обучающихся прямым образом возложены на образовательную организацию – то есть на Школу. При этом ясно, что один из важнейших аспектов процесса качественного и бесперебойного питания школьников связан с полным и своевременным финансированием услуг.

Ранее безналичный порядок расчетов в Школе не применялся. В связи с этим попытка школьной администрации расширить возможности родителей оплатить питание учащихся, упростить этот процесс, выглядит разумно, обоснованно и своевременно.

Взимание с родителей каких-либо дополнительных платежей в счет возмещения расходов на внедрение системы «Ладошки» недопустимо.

Родителям надлежит только вовремя и в надлежащем объеме оплачивать услуги питания своих детей в Школе.

  1. Создаст ли использование системы «Ладошки» дополнительные затраты для родителей?

Согласно Правилам системы взимание с родителей каких-либо комиссий при совершении родителями платежей с использованием системы не предусмотрено.

Оплата питания

Памятка по часто задаваемым вопросам